|
Правда о насЕвропа - свободный выборВ общественном сознании России "западники" - излюбленный объект критики, а часто и ненависти. Это тем более абсурдно, что "западниками" в равной степени могут считать себя и "коммунисты" (все-таки их любимый призрак пришел из Европы, а не, скажем, из Китая) и "либералы" - два полюса отечественной общественно-политической жизни. Но ни те, ни другие реальными западниками никогда не были и быть не могли. Как минимум трехвековая традиция "переодевания в европейский кафтан" состоит именно в государственном принуждении в тех сферах, где принуждение бессмысленно. Нельзя заставить людей верить, любить, думать тем или иным образом - а именно это предполагает принятие ценностей. Поэтому общественные и политические идеи, напомним, западные по происхождению, принимают "у нас" самые причудливые, но неизменно уродливые воплощения, тогда как "на родине" они служат государственному и общественному развитию, преодолению кризисов. Наибольшие "прорывы" в науке, культуре и общественной жизни России произошли именно в периоды, благоприятствующие свободному общению с другими европейскими странами и ненасильственному восприятию европейских ценностей и культурных достижений этих стран. Так было и в XVIII, и в XIX веке. Именно тогда были заложены основы великой русской литературы и живописи, появилась российская журналистика, зародились отечественные философские школы, начался взлет технической мысли. И именно основатель славянофильства Алексей Хомяков назвал Европу "страной святых чудес". Вместе с тем, непродуманные, не связанные с интересами жителей, проводившиеся насильственным путем со стороны государства "европейские реформы" сопровождались огромными жертвами и неисчислимым моральным ущербом для многих миллионов людей, и, как правило, приводили к результатам, разительно отличавшимся от запланированных. Весьма неоднозначна в этом контексте деятельность Петра Первого - огромные и несомненные достижения его эпохи очень мало способствовали настоящему восприятию россиянами европейских ценностей и культуры. И "красный", ленинско-сталинский период истории России - еще одна попытка силой насадить в России безусловно европейскую идею социализма, но в чудовищном исполнении. Подобный стиль государственного западничества мы могли наблюдать уже сами - в последнем десятилетии ушедшего миллениума. Недаром произошедшие реформы даже многие их сторонники считают верными по сути, но большевистскими по методам. И эта практика якобы европеизации продолжается и сегодня. Симптоматично, что любимым историческим героем (и, вероятно, образцом для подражания) нынешнего президента России является Петр Первый. Мы, российское молодежное объединение "МОЛОДАЯ ЕВРОПА", убеждены, что реальная интеграция с остальными регионами Европы необходима России. Мы убеждены, что происходить она должна прежде всего через свободное общение и сотрудничество людей и сообществ. Огромное значение в этом процессе должно получить гражданское общество - объединения свободных людей, чья созидательная деятельность опирается на солидарность и право. Сегодня участники общественных организаций разных стран Европы, в том числе - и России, видят пространство общей деятельности гораздо лучше и осваивают его гораздо более эффективно, чем государственные лидеры. То, что многие в России считают элементами "угрозы с Запада" - уродливая масс-культура, почти всесильные и лишенные контроля со стороны общества средства массовой информации, эскалация насилия, "наркотизация" и многое другое, на самом деле - мировые проблемы, решать которые можно лишь общими усилиями - в том числе усилиями международного гражданского общества. Мы, "МОЛОДАЯ ЕВРОПА", видим себя частью такого общеевропейского сообщества. Мы готовы вместе с нашими "европейскими земляками" из других стран участвовать в укреплении мира, противостоять экологической угрозе, добиваться от "сильных мира" должного уважения к Праву и Достоинству каждого человека, вместе создавать культуру и искусство нового европейского тысячелетия. В этом смысле мы НЕ "западники", стремящиеся переделать российскую культуру под "западный образец", МЫ - ЕВРОПЕЙЦЫ, уважающие другие европейские ценности и цивилизации, и готовые более активно знакомить остальную Европу со "своими", с российскими. Мы против "европеизации" сверху - мы за обмен идеями, сотрудничество, взаимную поддержку и взаимную солидарность людей и независимых сообществ. И мы не намерены рубить в Европу новые окна: в нашем распоряжении множество дверей, открытых для тех, кто готов увидеть друг в друге соседа, европейца, в конце концов - просто человека. И наша задача держать эти двери открытыми. НАВСЕГДА. |